воскресенье, 21 августа 2011 г.

харуки мураками "о чем я думаю, когда говорю о беге" (лучшее)


    иногда нужно брать в руки прочитанные книги и записывать то, что находится под загнутым углом страницы. последняя автобиографическая книга Мураками оставила в себе отметки на следующих строках:
  • Сомерсет Моэм писал, что даже в бритье есть своя философия. каким скучным ни было бы действие, когда повторяешь его изо дня в день, оно приобретает некую медитативную сущность
  • хочешь продолжить начатое - не сбивайся с ритма. в долгосрочных проектах это главное. если ритм задан, то кривая куда-нибудь уж выведет. но до тех пор, пока маховик не разогнался, не набрал нужную скорость, надо стараться изо всех сил, чтобы не бросить дело на полпути.
  • ...писательский труд похож на марафонский бег. грубо говоря, потребность писать - пусть и не всегда явная - живет в тебе самом, а значит соответствовать критериям внешнего мира совсем не обязательно.
  • ... я пишу так, как могу писать только я. а потом происходит что-то необъяснимое: то, что я написал, вдруг начинает читать, прямо скажем не маленькое количество людей. значит то, что я - это именно я, а не кто-то другой, для меня чрезвычайно важно. это мой капитал. душевная боль - вот так цена, которую мы платим за свою независимость.
  • так уж устроена школа. самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там.
  • в мире вообще не может быть ничего прекраснее фантазий, посещающих головы обезумевших людей.
  • мне кажется, в природе существуют процессы, которые, как ни старайся, невозможно изменить. и если вдруг оказывается, что один из таких процессов крайне важен для твоего существования, что единственное, что тебе остается, - путем неустанного повторения измениться (пусть даже до неузнаваемости) таким образом, чтобы он стал неотъемлемой частью твоей личности.
  • (о спортсменах-бегунах) ...и я всегда думаю: они вложили столько сил и стараний в свою карьеру, так упорно тренировались, и что же стало со всем этим - с их мыслями и желаниями? куда все это подевалось? неужели стоил телу человека умереть, и человеческие мысли так вот просто исчезают, уходят в никуда?
  • ...писатель должен обладать талантом. с каким бы усердием и рвением вы ни писали, если у вас нет таланта, вы никогда не станете хорошим писателем. это скорее предварительное условие, чем приобретенное качество. даже самый лучший в мире автомобиль не сдвинется с места без горючего.
  • вторым по важности качеством я считаю умение сосредотачиваться. или даже так - сосредотачивать свой, в известной степени ограниченный, талант на том, что жизненно необходимо в данную минуту. без этого вам не удастся создать ничего хоть сколько-нибудь ценного. умение сосредотачиваться даже может частично компенсировать несовершенство таланта или его нехватку.
  • выносливость и умение сосредотачиваться отличаются от таланта тем, что их можно воспитать и развить с помощью тренировок.
  • вот уже десятки лет пишу, а ничего не меняется. я только предлагаю гипотезы или пересказываю то, о чем уже говорили до меня, своими словами. или нахожу аналогию между имеющейся проблемой и чем-нибудь совсем другим.
  • ...мы теряемся в собственном сознании, как в лабиринте, и с телом тоже никак не разберемся.куда ни посмотри - везде мутная пустота, слепая зона.всюду мерещатся какие-то намеки, на каждом шагу подстерегают сомнительные сюрпризы.
  • ...единственный способ оставаться восемнадцатилетним до самой смерти - это умереть в восемнадцать.
  • мир, как и прежде нуждается в некоем абсолютном злодее, на которого можно показать пальцем и сказать: "это ты, ты во всем виноват!"
  • сколько бы ты ни стоял голышом перед зеркалом, пристально вглядываясь в отражение, - зеркало не отражает того, что внутри.

2 комментария: